вторник, 26 января 2016 г.

Член ОП РФ Лидия Михеева: "Закон об публичном надзор в местах принудительного содержания лимитирует возможности защитников прав человека"

Закон1, призванный усовершенствовать публичный надзор за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (потом – Закон), предлагается поменять. Данный документ был введён в государственную думу 9 декабря 2015 года Руководством РФ и по сей день ждёт первого рассмотрения. Он предлагает ряд изменений, касающихся режима избрания и объема полномочий участников публичных наблюдательных рабочих групп (ОНК). Напомним, ОНК образуются в всяком субъекте федерации и действуют на постоянной базе (п. 1 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об публичном надзор за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"; потом – Закон № 76-ФЗ). Их члены обладают правом посещать места принудительного содержания, разговаривать с находящимися там лицами, принимать и рассматривать заявления от них, обращаться за защитой их прав и т. д. (ч. 1 ст. 16 Закона № 76-ФЗ).

Не все из правок получили одобрение специалистов на протяжении "нулевых чтений", прошедших день назад в Общественной палате РФ. Так, Закон предполагает, что Общественная палата субъекта Российской Федерации и полномочный по защите прав человека в субъекте Российской Федерации должны направлять в совет Общественной палаты РФ советы по формированию составов местных ОНК. "Мне как адвокату не сильно ясен термин "советы" – их так как не обязательно принимать в расчет. Да и неясно, в каком виде они должны быть – пофамильно либо в форме общих пожеланий (к примеру, по кругу, количеству лиц и подходу к их избранию). Считаю, нужно все же уточнить, участвуют общественные палаты регионов в формировании ОНК либо нет", – высказалась член ОП РФ Лидия Михеева. Она кроме того внесла предложение наделить правом выставлять кандидатов в члены ОНК все некоммерческие компании, которые произведены регистрацию свыше трех лет назад. Сейчас это могут сделать лишь публичные объединения, реализующие свою деятельность как минимум несколько лет (ч. 2 ст. 10 Закона № 76-ФЗ). А глава ОНК г. Москвы, член ОП РФ Антон Цветков призвал сократить указанный период до года, посчитав существующие ограничения к "возрасту" НКО чрезмерными.
Многие эксперты довольно резко отзываются о норме Проекта законодательного акта, не разрешающей назначать участниками ОНК лиц, чьи родные родственники отбывают наказание в местах тюрьмы . "Бывает, у людей весьма "прохладные" отношения со своими родственниками и довольно родные – с приятелями, сотрудниками, соседями. Что сейчас, нужно проверять все окружение потенциального кандидата?" – задается вопросом член ОНК г. Москвы Андрей Бабушкин. "Присутствие родственников, отбывающих период, – это не позорное клеймо на на протяжении всей своей жизни, и оно не означает, что человек не достоин являться членом ОНК", – полагает Лидия Михеева.
Важные споры у общественников вызывает норма Проекта законодательного акта, предполагающая возможность работников ФСИН Российской Федерации прервать беседу участника ОНК с подозреваемым либо обвиняемым в случае дискуссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав последних. Сейчас закон о возможности участников ОНК говорить с арестантами лишь на эти тематики, но как такового запрета поднимать другие вопросы не содержит – равно как и санкций за его нарушение (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 76-ФЗ). "Было бы предпочтительнее, если бы законодатель перечислил те тематики, по которым члены ОНК не имеют права задавать вопросы, к примеру, о ходе следствия дела. В предложенной редакции Закон об публичном надзор лимитирует возможности защитников прав человека", – считает Лидия Михеева. "Законодатель уже выразил, о чем член ОНК может разговаривать с подозреваемыми и обвиняемыми. Не считаю, что необходимы какие-то дополнения", – убеждён Андрей Бабушкин. А член ОНК г. Москвы Максим Пешков увидел, что в случае принятия Проекта законодательного акта в нынешней редакции находящиеся в местах принудительного содержания подозреваемые и обвиняемые, которые в один момент являются пострадавшими по иным уголовным делам, лишатся возможности на получение от участников ОНК неоплачиваемой правовой помощи. "Сейчас в случае если у потерпевшего, находящегося в местах принудительного содержания, нет возможности нанять себе юриста, члены ОНК довольно часто консультируют его по тем либо другим вопросам", – растолковал специалист.
Закон регламентирует осуществление участниками ОНК кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, – такая съемка обязана производиться с письменного согласования самих подозреваемых и обвиняемых в местах, определяемых властью места содержания под стражей, и в режиме, установленном ФСИН Российской Федерации. Сейчас члены ОНК не имеют права реализовать кино-, фото- и видеосъемку. Глава юридического управления ФСИН Российской Федерации Леонид Климаков уточнил, что аппаратура наряду с этим должна быть сертифицированной и это, согласно его точке зрения, нужно прямо прописать в законе. А помощник начотдела защиты прав человека в местах принудительного содержания Полномочного по защите прав человека в Российской Федерации Александр Леонов увидел, что нужно предусмотреть в Законе № 76-ФЗ не только право на осуществление съемки, но и возможность проносить в места принудительного содержания кино-, фото- и видеоаппаратуру – иначе новые правила будут неисполнимыми.
Но в Законе имеется и несомненно позитивные моменты, которые оценили все специалисты. Речь заходит о наделении участников ОНК правом при посещении мест принудительного содержания потребить устройства для надзора за микроклиматом (термометры, психрометры, термографы и т. д.). Кроме этого, Закон расширяет список мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК, за счет судебно-психиатрических экспертных медицинских и медицинских организаций , оказывающих помощь психиатра в стационарных условиях. Наряду с этим член ОНК г. Москвы Валерий Борщев думает, что таких мест должно быть еще больше. К примеру, специалист предлагает включить в этот список конвойные помещения, потому, что права заключенных могут быть преступлены и в срок нахождения в таких помещениях.
"Наша общая задача – искоренять недостатки в работе участников ОНК, в частности посредством правок в подобающие законы", – сообщил Антон Цветков. По результатам "нулевых чтений" Проекта законодательного акта Общественная палата РФ приготовит подобающее заключение, которое затем будет направлено в государственную думу.


Почитайте дополнительно нужный материал по теме арбитраж. Это возможно станет познавательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий